14
Тамыз
2020
Абай 175 жыл
Абай Құнанбайұлы ғұлама, ойшыл, ақын, ағартушы, ұлттың жаңа әдебиетінің негізін қалаушы, аудармашы, композитор ретінде ел тарихында өшпес із қалдырғаны сөзсіз. Оның өлеңдері мен қара сөздерінде ұлт болмысы, бітімі, тұрмысы, тіршілігі, дүниетанымы, мінезі, жаны, діні, ділі, тілі, рухы көрініс тауып, кейін Абай әлемі деген бірегей құбылыс ретінде бағаланды.
Абай Кунанбаев, как мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой литературы нации, переводчик, композитор, оставил неизгладимый след в истории страны. В его стихах и словесных словах были отражены бытие, быт, жизнь, мировоззрение, характер, душа, религия, менталитет, язык, дух народа, а затем оценивались как уникальное явление-мир Абая.
Высказывания вееликих людей об Абае Кунанбаеве
Мухтар Ауэзов,советский казахский писатель, драматург, учёный, автор эпопеи «Путь Абая»:
«Путь к цивилизации для казахского народа — это Путь Абая... Абай – это целая планета вселенской духовности, гениальное выражение мудрости казахского народа, его зрячее око, отзывчивое сердце».
Олжас Сулейменов, поэт, писатель-литературовед, общественно-политический деятель:
Вблизи чингизских гор его могила,
Исколотая жёлтыми цветами;
Голодными, немилыми, нагими
К могиле приходили на свиданье.
И пили, усмехаясь, горечь песен,
И, колыхаясь, колебались травы,
Цветы желтеют грустно,
Как отрава…
Вблизи чингизских гор его могила.
1962 г.
Чингиз Айтматов, русский и киргизский писатель, дипломат:
«Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка».
Алихан Букейханов, казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф:
«Абай представляет собой недюжинную поэтическую силу и является гордостью казахского народа. Чудные его стихи, посвящённые 4 временам года (весне, лету, зиме, осени), сделали бы честь знаменитым поэтам Европы».
Ахмет Байтурсынов, казахский общественный и государственный деятель, просветитель, ученый-лингвист, тюрколог:
«Первый поэт казахов Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов нет поэта, превосходящего его по величию духа».
Сабит Муканов, классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик:
«Не все гении – поэты, не все поэты – гении. Абай был и тем, и другим».
Гарифола Есим, советский и казахстанский религиовед и философ, государственный деятель, автор «Философского трактата об Абае»:
«Абай не делил человечество на расы, религии, политические формации, говорил о том, что нужно любить всех людей как братьев. Этот тезис характеризует Абая как ренессансную личность, возводит его на вершину духовной мысли Возрождения. Именно поэтому такие личности, как Абай, не просто мыслители с узконациональным мышлением, это фигуры Ренессанса, выходящие за пределы сознания не только своей нации, высокие мысли и идеи которых всегда являются реформаторскими, вселенскими. Мы называем Абая ренессансной личностью именно в этом аспекте».
Герольд Бельгер, казахстанский переводчик, прозаик, публицист, литературовед:
«В дни душевного разброда, суемудрия и уныния для нас, пребывающих из-за вселенского разлада в растерянности и шоке, едва ли не единственной отрадой, утешением и верой, надежными вешками в пустыне захлестывающей нас тотальной бездуховности остаются титаны человеческого Духа — Гете, Пушкин, Абай».
Абай Кунанбаев, как мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой литературы нации, переводчик, композитор, оставил неизгладимый след в истории страны. В его стихах и словесных словах были отражены бытие, быт, жизнь, мировоззрение, характер, душа, религия, менталитет, язык, дух народа, а затем оценивались как уникальное явление-мир Абая.
Высказывания вееликих людей об Абае Кунанбаеве
Мухтар Ауэзов,советский казахский писатель, драматург, учёный, автор эпопеи «Путь Абая»:
«Путь к цивилизации для казахского народа — это Путь Абая... Абай – это целая планета вселенской духовности, гениальное выражение мудрости казахского народа, его зрячее око, отзывчивое сердце».
Олжас Сулейменов, поэт, писатель-литературовед, общественно-политический деятель:
Вблизи чингизских гор его могила,
Исколотая жёлтыми цветами;
Голодными, немилыми, нагими
К могиле приходили на свиданье.
И пили, усмехаясь, горечь песен,
И, колыхаясь, колебались травы,
Цветы желтеют грустно,
Как отрава…
Вблизи чингизских гор его могила.
1962 г.
Чингиз Айтматов, русский и киргизский писатель, дипломат:
«Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка».
Алихан Букейханов, казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф:
«Абай представляет собой недюжинную поэтическую силу и является гордостью казахского народа. Чудные его стихи, посвящённые 4 временам года (весне, лету, зиме, осени), сделали бы честь знаменитым поэтам Европы».
Ахмет Байтурсынов, казахский общественный и государственный деятель, просветитель, ученый-лингвист, тюрколог:
«Первый поэт казахов Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов нет поэта, превосходящего его по величию духа».
Сабит Муканов, классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик:
«Не все гении – поэты, не все поэты – гении. Абай был и тем, и другим».
Гарифола Есим, советский и казахстанский религиовед и философ, государственный деятель, автор «Философского трактата об Абае»:
«Абай не делил человечество на расы, религии, политические формации, говорил о том, что нужно любить всех людей как братьев. Этот тезис характеризует Абая как ренессансную личность, возводит его на вершину духовной мысли Возрождения. Именно поэтому такие личности, как Абай, не просто мыслители с узконациональным мышлением, это фигуры Ренессанса, выходящие за пределы сознания не только своей нации, высокие мысли и идеи которых всегда являются реформаторскими, вселенскими. Мы называем Абая ренессансной личностью именно в этом аспекте».
Герольд Бельгер, казахстанский переводчик, прозаик, публицист, литературовед:
«В дни душевного разброда, суемудрия и уныния для нас, пребывающих из-за вселенского разлада в растерянности и шоке, едва ли не единственной отрадой, утешением и верой, надежными вешками в пустыне захлестывающей нас тотальной бездуховности остаются титаны человеческого Духа — Гете, Пушкин, Абай».